Как проходят гиюр в Израиле

Дарья Егорченко

Дарья Егорченко

Гиюр в Израиле
По частоте вопросов гиюр стоит в одном ряду с получением теудат маавара или спасением от холода зимой. Но информации из первых уст у меня не было. Досадный пробел восполнит эта статья.

От себя хотелось бы добавить, что у всех разные причины пройти гиюр. Кому-то нужно для детей, кто-то хочет «стать своим» в израильском обществе, кому-то для супруга или супруги. Лично я придерживаюсь мнения, что этот процесс нужно проходить исключительно для себя: если твоя душа чувствует «правильность» Торы, связь с еврейской культурой и традицией и понимание, что это твое. Но свою точку зрения я никому не навязываю, а данная статья не «для чего», а «как». И как всегда: мнение редакции (то бишь моё) может не совпадать с мнением автора.

Чтобы сделать эту запись в блоге, я училась целый год. Именно столько длился мой курс гиюра. Для меня стало открытием, сколько девушек и пар интересуются этой темой, поэтому решила поделиться накопленными знаниями в одном посте. Далее будет подробнее о том, как найти учителя, где проходят занятия, на что стоит обратить внимание на суде и т.д.

Что такое гиюр

Если обратиться к Википедии, мы найдем следующее определение слову «гиюр»: обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд. Непросвещенные читатели могут задаться вопросом: как неевреи типа меня в принципе могут жить в Израиле, если закон страны позволяет приезжать сюда на ПМЖ только лицам еврейской национальности (вопрос о рабочих визах опустим).

Объяснение простое: по закону Израиля «О возвращении» евреем считается человек, родившийся от матери-еврейки или принявший иудаизм, и он не принадлежит к другой религии. И если первая часть — «родившийся от матери-еврейки» — на практике означает, что достаточно хотя бы одной прабабушки-еврейки в семье, чтобы репатриироваться в Израиль, в религиозном плане эта фраза интерпретируется буквально: национальность передается только по матери. А поскольку Израиль — страна религиозная, этот факт влияет на многие аспекты жизни.

Граждане Израиля, которые являются неевреями с религиозной точки зрения, не могут жениться в стране (при этом брак, заключенный за границей, страна признает), быть похороненными на одном кладбище с евреями, а иногда даже быть принятыми на работу, хотя это бывает крайне редко. Кроме того, это влияет и на статус будущих детей. Родственников не выбирают, но религию выбрать можно, решило еврейское сообщество, и позволило желающим пройти обряд посвящения в евреи. Гиюр можно проходить не только в Израиле, но и в других странах мира, в том числе в России, Беларуси и Украине. Главное, чтобы судьи, которые будут выносить решение по вашему случаю, были «аккредитованы» главным раввинатом Израиля. Судом называется экзамен, в ходе которого три рава проверяют истинность ваших намерений стать евреем и действительность соблюдения еврейских заповедей. Но об этом ниже.

Как найти курс и учителя

Когда я только решила, что хочу пройти гиюр, то понятия не имела, куда обращаться с таким запросом. Объявления о наборе в группы почему-то начали активно выскакивать в Фейсбуке уже после начала моей учебы. Если у вас нет знакомых в Израиле, которые могут направить в нужную организацию, есть несколько способов найти курс гиюра в вашем городе:

  • Обратиться в местную синагогу: там могут порекомендовать контакты учителей
  • Зайти на сайт Натива и оставить свои контакты, чтобы с вами связался координатор курса
  • Воспользоваться сарафанным радио (мой случай)

Независимо от того, какой способ поиска вы выберете, учеба будет бесплатной. И на выбор вам предложат посещать занятия раз или два в неделю по три часа. Все книги и необходимые материалы вам дадут. Количество часов занятости в неделю напрямую влияет на продолжительность курса: либо полгода, либо год. В армии гиюр проходят намного быстрее.

В моем классе было порядка 20 человек, когда мы начинали курс, а до экзамена дошла только половина. Со временем люди отсеиваются по разным причинам.

На что обратить внимание

Нашей группе повезло с учителем: в Ришон-ле-Ционе смело могу рекомендовать даже двух преподавателей по личному опыту. Толковый преподаватель — очень важный фактор. Именно он объясняет вам основы предмета и делает акценты на то, что будут спрашивать на суде.

И здесь сразу отступление: как только учитель через определенное количество занятий говорит вам найти сопровождающую семью (без нее в принципе могут не допустить к экзамену), сразу же начинайте поиски. А лучше даже до начала курса. Как оказалось, эта часть — одна из самых сложных, несмотря на то, что мы находимся в религиозной еврейской стране. Ни у кого из нашей группы не было очереди из желающих взять нас к себе на попечение.

Мне довелось пережить два отказа от семей, которые уже согласились помочь мне с практикой, но потом по разным причинам отказались от своих слов. Семья обязательно должна быть религиозной, т.е. соблюдающая шабат и все остальные заповеди. Кроме этого желательно, чтобы она находилась в пешей доступности от вашего дома, так как посещать ее нужно именно в шабат, поскольку этот день – центральная часть практики иудаизма. Как вариант, можно найти семью и дальше от дома, но тогда вам придется ночевать у них с пятницы на субботу по понятной причине.

С проблемой поиска семьи сталкиваются многие на гиюре, так как ни у кого почти не было религиозного прошлого или кто-то, как и я, только приехал в страну. Обычно на курсе помогают найти семью, но лучше подстраховаться и заранее озаботиться этим вопросом. Если вам нужны наводки, напишите в комментарии, дам несколько полезных ссылок.

Как меняется жизнь в течение курса

Когда вы пройдете основы иудаизма и найдете сопровождающую семью, ваш привычный образ жизни начнет меняться. Помимо занятий на курсе, вы ходите в синагогу в пятницу и субботу (именно два дня, а не один на выбор) и посещаете семью каждый шабат. Некоторые считают, что достаточно раз в две-три недели ходить в семью, но если вы действительно хотите научиться всему, что знают евреи, лучше это делать как можно чаще.

Что спрашивают на суде

Даже если вы найдете все вопросы за все года обучения гиюру, вы никогда не можете знать наверняка, что вас спросят на суде. Экзамен проходит только в устной форме и оцениваются не только и не столько выученные даты и знаковые имена, сколько ваше искреннее желание стать частью еврейского народа. Я прошла суд с первого раза, но знаю несколько людей, которые пытались сдать этот экзамен и два, и три раза.

Секретов успешного прохождения гиюра не так уж много: ходить на занятия и самостоятельно читать много литературы на тему, верить и соблюдать, регулярно посещать синагогу и сопровождающую семью. Конечно, от волнения на суде это вас не оградит. Но если вы каждый день читаете основные ежедневные молитвы и каждую пятницу и субботу ходите в синагогу, то в конце концов уловите систему и сможете пересказать ее на экзамене.

Для меня самым сложным было выучить молитвы на иврите. У меня ушел почти до год на окончательное понимание того, как и в каком порядке читаются молитвы и почему важно соблюдать основные заповеди. Возможно, если бы удалось найти сопровождающую семью раньше, разобраться со многими темами удалось бы намного быстрее.

На экзамене могут спросить недельную главу, 13 принципов веры, имена наших праотцов и самых известных геров того времени, основные заповеди, порядок чтения молитв и сами молитвы, как вы соблюдаете законы кашрута и субботы, праздники и т.д. И, конечно, имя, которое вы хотите взять (из Танаха). Выучить это и многое другое непросто, но при должном желании посильно.

Что происходит после суда

Вы успешно сдали экзамен? Поздравляю! Далее вас ждет микве (а мужчин ещё и обрезание, если его не было до гиюра) — очищение от ритуальной нечистоты, которое окончательно закрепляет за вами статус еврея по всем законам. После этого примерно через два месяца вам на дом приходит подтверждение о смене статуса. С ним вы можете отправляться в мисрад апним (местное МВД), чтобы внести изменения в ваших личных документах. Но данное вами обещание соблюдать все заповеди на этом не заканчивается.

Теперь всю оставшуюся жизнь вы должны вести ортодоксальный образ жизни: регулярно ходить в синагогу, соблюдать шабат, кашрут, одеваться соответствующе, посещать микве и т.д. Конечно, никто вас проверять не будет (разве что ваши социальные сети). Но люди, которые дают вам пройти этот непростой путь, рассчитывают, что вы делаете это не для галочки. Говорят, даже были случаи, когда отменяли еврейство ретроактивно спустя много лет, если замечали, что человек ведет явно светский образ жизни. Не хочу никого пугать, но отмечу, что это решение может стать одним из самых сложных в вашей жизни. Поэтому подойти к нему нужно со всей ответственностью.

Какие у вас есть убеждения или стереотипы, связанные с религиозными людьми? И с религиозными евреями в частности?

Дарья Егорченко

Дарья Егорченко

Поделиться:

Telegram
WhatsApp
VK
Facebook
Twitter

Статья была полезной? Подписывайтесь на OLE HADASH в Telegram и на Facebook и следите за обновлениями. Так вы поддерживаете проект.

14 ответов

        1. С чего бы это? Женщина не была еврейкой, рожала детей, жила свою жизнь. В какой-то момент решает делать гиюр, принять на себя еврейскую душу. На этот момент одному ребёнку, скажем, 7 лет, второму — 15, третьему — 20. С чего вдруг эти дети станут евреями? Просто прицепом? Гиюр так не работает с точки зрения здравого смысла. С точки же зрения того, как это происходит на самом деле, вопрос надо задавать раввину.

          1. До 14 лет ребенок спрашивается в суде: хочет ли он стать евреем. А после 14 лет уже материнский гиюр не играет роли, ребенок – не еврей.

  1. Дарья, буду очень благодарна за ссылки на источники поиска религиозной семьи и вообще на полезные ресурсы, которыми Вы пользовались проходя гиюр.

    1. Здравствуйте. Я не Дарья, но насчет религиозной семьи рекомендую прочитать по ссылке ниже. На почтовый ящик OLE HADASH пришло письмо от этой женщины с желанием помочь.
      Письмо

  2. С ним вы можете отправляться в мисрад апним (местное МВД), чтобы внести изменения в ваших личных документах

    Подскажите пожалуйста, о каких изменениях идёт речь?

    1. Там вносятся изменения в статус религиозный, который влияет потом на всякие бытовые вопросы типа свадьбы и национальности детей. Сейчас в теудат зеуте не пишут “иуди”, но в системах у них все отмечено. И после гиюра такие пометки обязательно вносят по просьбе человека, предоставляющего подтверждающий документ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Перед уходом подпишись

Присоединяйся к OLE HADASH

И получай на email самые актуальные израильские лайфхаки